Регионы России

16 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Кузнецов
    Народная мудрость гласит - Рыба гниет с головы. А теперь дайте оценку - где Вы и где народ?)))) И не надо типа остр...Арест Фургала пло...
  • ДЕД .
    Но не делают.Там 25 человек и ещё сколько не раскрытых убийств.А здесь три.Арест Фургала пло...
  • Сергей Беляев
    Ну, поверить, что шофёр специально убил человека, пусть и сволочь, могут только люди с изуродованным сознанием.Арест Фургала пло...

Регионы на мели. Россию ждёт окончательный провал бюджетной политики?

Регионы на мели. Россию ждёт окончательный провал бюджетной политики?
Регионы на мели. Россию ждёт окончательный провал бюджетной политики? Наталья Вербицкая

Рецессия в экономике, вызванная снижением цен на нефть и ограничениями из-за пандемии коронавируса, ухудшила финансовое положение российских регионов. Большинство из них потратят все накопления до конца 2020 года. Одной из причин, почему регионы оказались неустойчивыми к кризису, стала бюджетная политика.

Коронавирус, девальвация рубля, падение нефтяных цен – всё это станет причиной резкого снижения доходов населения и предприятий до конца 2020 года. В итоге регионы столкнутся с беспрецедентным в XXI веке дефицитом бюджетов – они потеряют от 6% до 9% совокупных доходов. И, поскольку количество субъектов, которые могут прожить без федеральных дотаций, с 2006 года сократилось с 25 до 13, лишь малая часть территорий в состоянии самостоятельно справиться с шоком и покрыть дефицит за счет накопленных средств.

По данным РАНХиГС и ИЭП имени Гайдара, в апреле 2020 года совокупные поступления в бюджеты регионов сократились на 20,9%. За месяц социальных ограничений сильно просели поступления от налогов на прибыль организаций, совокупный доход и имущество. А прибыль от НДФЛ показала рекордно низкие значения за последние 20 лет.

Эксперты рейтингового агентства НКР спрогнозировали, что 62 региона полностью потратят резервы до конца 2020 года. Наиболее сложная ситуация сложилась в Удмуртии, Мордовии и Ульяновской области. Поэтому вместо ожидаемого снижения объёма долга российские субъекты ждёт обратная тенденция, и к концу 2022 года долговая нагрузка регионов может увеличиться до 30% текущих доходов. В мае 2020 года общий объём госдолга уже достиг 2,08 трлн рублей и вырос на 2,1% к 2019 году.

Потери регионов могли быть больше, если бы не прирост трансфертов из федерального бюджета на 28,6% с начала года. Он частично компенсировал апрельский недобор по налоговым и неналоговым сборам. Однако у властей субъектов нет такого мощного инструмента поддержки, как Фонд национального благосостояния, которым распоряжается федеральный центр, рассказала в интервью «Новой газете» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По её словам, регионы потеряют в 2020 году в среднем 10% своих бюджетов. Москва сможет это пережить, закрыв работы по благоустройству и сэкономив на них 300 млрд рублей, у остальных регионов будут дыры в бюджете, поскольку никакой внятной помощи им до сих не предложено.

«Да, дали им 200 млрд рублей в апреле на срочные нужды. В мае дали еще 100 млрд. И в плане Михаила Мишустина – еще 350 млрд. Итого – 650 млрд при прогнозируемом провале в 1,3 трлн!», – пояснила эксперт. При этом от регионов продолжают требовать выполнения нацпроектов. По словам Зубаревич, аналогичной была ситуация с зарплатными указами президента 2012 года, когда три года подряд регионам вообще не добавляли трансфертов, но требовали выполнение целевых показателей. 

Однако это не единственный упрёк эксперта в адрес центра: когда в мае 2020 года распределялись дотации, девяти регионам выпадающие доходы закрыли полностью, даже сверх потерь; 22 субъектам закрыли от 50 до 70%; еще порядка 20 субъектам – треть и меньше. А 13 субъектам не дали ничего. Конечно, это вызывает вопросы – по какому принципу шло распределение трансфертов?

Почему вообще возникла такая проблема – у регионов не хватает денег и центр не особо стремится помочь территориям? Мы попросили ответить на этот вопрос экспертов по межбюджетным отношениям и рассказать о региональной политике, которую проводит федеральная власть.

Секретарь Федерального Совета Партии Дела Алексей Лапушкин пояснил, почему невозможно исправить или улучшить межбюджетные отношения, пока в России не изменится экономическая политика в целом:

– Существующая модель межбюджетных отношений получила название «петли Кудрина», поскольку она стала результатом его деятельности на посту министра финансов и поставила регионы в зависимое положение от федерального центра. Система за последние 20 лет не сильно изменилась в части пропорций распределения налогов. А вот количество регионов-доноров сократилось почти в два раза: с 25 в 2006 году до 13 в 2019-м. Это уже результат проводимой в стране экономической политики. Она не направлена на развитие, поэтому в стране сокращаются доходы бюджетов и увеличивается количество регионов, которые нуждаются в федеральных субвенциях.

Деньги в федеральный бюджет сегодня поставляют 13 регионов из 85. Что такое регион-донор? Это территория с развитой экономикой, где работает промышленность, сельское хозяйство и много различных отраслей, которые дают прибыль. Эти предприятия создают рабочие места и платят налоги, которые поступают в бюджеты – и федеральный, и региональный, и муниципальный. Если экономика не работает, предприятия закрываются, а рабочие места сокращаются, то и бюджеты уменьшаются.

Поэтому сейчас основная проблема – отсутствие грамотной экономической политики. Это в том числе неправильная политика Центробанка, неправильная налоговая система и отсутствие протекционизма. Соответственно, проблема не в том, как перераспределить оставшиеся от «тучных лет» деньги, чтобы никто не умер с голоду, а в том, что регионы не могут нормально зарабатывать. Это абсолютно очевидно всем, кроме финансово-экономического блока правительства. У чиновников все нормально: макроэкономическая стабильность, борьба с инфляцией до последнего гражданина Российской Федерации и цифровизация «захоронений». Соответственно, есть два инструмента, с помощью которых власть готова решать проблему регионов: наращивание долгов субъектов и федеральные субвенции.

Если правительство решит изменить экономическую политику, первым шагом должен быть пересмотр налоговой системы и денежно-кредитной политики. А вторым – новый модернизационный проект и программа новой индустриализации страны, построение суверенной экономики на основе широкого экспертного и общественного обсуждения. Однако экономическую политику, как мы видим, правительство не желает менять, и даже кризис не подталкивает чиновников к этому решению.

Член Генерального Совета Партии Дела, председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза пояснил, каким образом происходит распределение денежных поступлений в бюджеты:

– Все обязательные платежи, которые поступают в федеральный бюджет и внебюджетные фонды федерального уровня, составляют примерно 60% от всех консолидированных налоговых и неналоговых поступлений в России. При этом денежная масса платежей всего консолидированного бюджета (сумма всех обязательных платежей) составляет около 40% от российского ВВП. Поэтому регионам остаётся очень мало ресурсов, которыми они могли бы управлять. Лишь у пятой части российских субъектов доходы превышают расходы. А сейчас, возможно, их станет ещё меньше, поскольку их налоговые поступления снизятся. Однако федеральный центр понесёт меньше потерь: он собирает некоторые налоговые и неналоговые платежи, которые не сильно зависят от состояния экономики. Прежде всего, это НДС, НДПИ и таможенные платежи.

Проблема не в том, что регионы не зарабатывают деньги, а в том, что вся система налоговых и неналоговых платежей выстроена неправильным образом. Она зависит не от того, насколько эффективно функционирует регион, а от того, есть ли в этом регионе крупнейшие плательщики налогов. Если они есть – то у региона хороший бюджет. А если головные офисы этих компаний находятся в Москве или в Санкт-Петербурге, то в региональный бюджет поступает очень мало налоговых отчислений.

Проблема в том, что в России вся налоговая система «стоит на голове». Во всем мире юридические лица платят налоги на той территории, где реально работают, пополняя бюджеты регионов, которые затем часть поступлений перечисляют в федеральный бюджет. А у нас, к примеру, подразделения Газпрома, которые находятся где-нибудь в Сибири, платят налоги в Санкт-Петербурге, где зарегистрирован Газпром. Именно так – по месту регистрации – платят налоги все наши крупнейшие вертикально интегрированные корпорации.

В налогообложении физических лиц все наоборот. Во всем мире люди платят налоги там, где они проживают, – в местные муниципалитеты, поскольку они пользуются инфраструктурой этой территории. А в России физлица платят налоги там, где работают. Например, если житель Владимирской области трудоустроен на московском предприятии, его работодатель перечисляет подоходный налог за этого человека в столичный бюджет, несмотря на то, что работник живёт с семьей в другом регионе. Это искажает нашу налоговую систему до такой степени, что она не соответствует реальности – не дает верных данных об объеме производства валовых региональных продуктов.

В России уменьшается количество регионов-доноров, потому что территориям дешевле и проще получать деньги из федерального бюджета, а не зарабатывать самостоятельно. В апреле текущего года в условиях кризиса и борьбы с коронавирусом правительство выделило регионам 200 млрд рублей, однако этого, мягко говоря, сейчас недостаточно. Консолидированный годовой бюджет всех налоговых и неналоговых платежей в России составляет примерно 40 трлн рублей. Даже если бы федеральный и региональные бюджеты получали поровну – по 20 трлн рублей, легко посчитать, что «антикризисный» трансферт из федерального бюджета равен 1% от этой суммы.

Где регионам взять недостающие деньги? Я думаю, что правительство могло бы, во-первых, снизить объем изъятий в федеральный бюджет и дать регионам возможность пользоваться теми деньгами, которые они дополнительно получат. Во-вторых, можно и нужно достаточно быстро изменить всю систему налогообложения, о чем я сказал выше. В-третьих, сейчас надо использовать накопленные государством колоссальные резервные ресурсы, чтобы поддержать регионы, в которых будет плачевная социально-экономическая ситуация.

Депутат Саратовской городской думы, представитель Саратовского областного отделения Партии Дела Олег Комаров рассказал о том, как выстроены межбюджетные отношения, на примере Саратова:

– В 2019 году в городе Саратове, где я живу, согласно данным Федеральной налоговой службы, собрали 123 млрд рублей прямых и косвенных налогов. Как они распределяются: 95 млрд перечисляют в федеральный бюджет, ещё часть суммы – в областной бюджет, Саратову остаётся 7 млрд. Потом за счёт субвенций и субсидий городу возвращают часть денег, отправленных в центр и в регион. В итоге бюджет Саратова на 2020 год составляет 19 млрд 773 млн рублей.

Так бюджет распределяют везде – во всех городах России. Правила устанавливает бюджетный кодекс, который определяет, как на территориях взимаются прямые и косвенные налоги и в какие бюджеты они попадут. Некоторые платежи, например земельный налог и плата за аренду муниципального имущества, остаются на местах. Есть ряд налогов, 100% которых зачисляются в региональный бюджет. Однако всё равно большую часть налогов (как в Саратове: 95 млрд из 123 млрд) получает федеральный бюджет.

В 2005 году я защищал докторскую диссертацию и в своей работе коснулся в том числе и межбюджетных отношений. За время своей работы я убедился, что на местах необходимо оставлять как минимум 50% налоговых поступлений. Подобный подход действует во многих странах мира. Налоги должны работать на местах. К сожалению, в России сначала отправляют деньги из региона в Москву, а потом губернатор и мэр просят денег на регион и на местное самоуправление. Им отвечают: ладно, может, мы вам дадим. Это неправильная система, и весь мир уже давно живет по-другому.

В декабре 2019 года всем регионам дали команду принять на 2020 год нулевой бюджет, то есть с одинаковой доходной и расходной частью. Однако уже в первом квартале 2020 года бюджет Саратова стал дефицитным. Почему это происходит? В Саратове выполняется много государственных и национальных программ, которые должны хотя бы частично – на уровне 5-10% – субсидироваться из местного бюджета. Поскольку местные власти вынуждены участвовать в этих программах, расходы местного бюджета быстро начинают превышать доходную часть. На 17 июня дефицит бюджета города Саратова составил уже 96 млн рублей.

В России действуют 52 федеральные программы, а ещё есть большое количество программ на местном уровне. В Саратове 13 муниципальных программ плюс различные ведомственные проекты. На бумаге они выглядят великолепно, а чиновники последние лет пять отчитываются, что многие программы – капремонт, благоустройство школ, поддержка малого бизнеса – не выполнены. Почему? Отвечают: нет денег.

Есть и другая проблема – выполнение госпрограмм контролирует Федеральный закон № 44-ФЗ. Если деньги на ту или иную программу выделяют своевременно (в идеале в первом квартале), то есть 3 месяца, чтобы провести процедуру тендеров, по итогам которых начинается работа. Однако если деньги на программу, например на асфальтирование дорог, выделяют в четвёртом квартале, то иногда случаются абсурдные ситуации – асфальт начинают класть в снег. Исправить эту ситуацию может изменение бюджетного кодекса, чтобы 50% налогов оставалось на местах.

У Саратова есть 19,7 млрд рублей на текущий год. Но сколько же ему надо? Если подсчитать, сколько денег должно было хватить в 2019 году на выполнение всех программ, то получится 37 млрд рублей – почти в два раза больше, чем у него есть. Но если денег не хватает, страдает не только выполнение госпрограмм, но и благоустройство. Например, на асфальтирование дорог в Саратове требуется каждый год выделять 4,5 млрд рублей. В 2020 году на эти цели пойдёт 3 млрд 546 млн рублей – это уже хорошо, однако нужен ещё один миллиард, чтобы отремонтировать все дороги как следует.

Поэтому население не перестаёт спрашивать, почему люди платят налоги, а дорог нет, малому и среднему бизнесу не помогают, спорт в регионе не развивается. При этом люди видят, что за рубежом всё устроено по-другому. Поэтому надо исправлять ситуацию в межбюджетных отношениях в России, и это нужно делать уже в 2020 году.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх